«Майн Кайф?» Агата Кристи
ОЦЕНКА: 9 ИЗ 10
ВАМ ПОНРАВИТСЯ ЕСЛИ ВАМ НРАВЯТСЯ:
линда «ворона»
pink floyd «the final cut»
nautilus pompilius «человек без имени»
алиса «блок ада»
Для меня альбом Агаты Кристи «Майн Кайф?» стал одним из главных музыкальных событий 2000-го года, несмотря на то, что я этот альбом совсем не ждал и совершенно никак вначале не реагировал на его появление. Тем не менее, к концу года я мог с уверенностью заявить, перефразируя Дедушку Ленина, что «абсолютно безоговорочно завальный альбом группы Агата Кристи, о возможности которого я так долго думал и мечтал наконец-то свершился!» А ждал я этого альбома лет десять.
Я полюбил Агату еще в 1989-м году, когда в перестроечных телепрограммах, типа «Взгляда» начала мелькать румяная симпатичная физиономия Вадима Самойлова, распевающего, в типично-свердловской манере, мелодичные и немного жутковатые песни о пантере и белом клоуне. Потом, я довольно безболезненно заполучил новозаписанный магнитоальбом «Коварство и любовь», которым заслушивался, как говорится, «до дыр», подпевая «я – сытая свинья!» и «наша правда пахнет водкой!» Потом Агата приехала в Киев, и я так же задорно подпевал Вадиму из глубины зала КПИ, и только иногда к микрофону подходил его кудрявый младший брат, чтобы спеть припев в «Танго с дельтапланом», или добросовестно проорать марш, как это должны были делать «крысы в белых перчатках». Как оказалось, Глебу не суждено было оставаться в тени старшего брата, а сыграть ключевую роль в последующей жизни группы. И я не сомневался, что Агата будет продолжать меня радовать так же, как и восемьдесят девятом. Но в девяностых, все сложилось не так, как я предполагал. Альбом «Декаданс» меня по-прежнему порадовал хорошими песнями, мелодичностью и совсем непростой лирикой. Но, то там то тут, Агата начала преподносить мне неприятные сюрпризы. Сначала, это была перезапись «Коварства и любви», выпущенная на CD, которая была, с моей точки зрения, явно хуже первоначального варианта альбома (я понимаю желание АК стереть из своей истории навеянные горбачевской гласностью, и тематически выпадающие из репертуара группы, такие песни, как «Наша правда», «Крысы в белых перчатках» и первоначальный вариант «Праздника семьи», который тогда назывался «Праздник советской семьи», и дедушка орал не «вперед, родимая!», а «вперед за Сталина!», но во-первых, слово не воробей, а во-вторых, те песни, которые перекочевали из первого во второй вариант были просто хуже записаны, в первую очередь «Танго с дельтопланом». Те из вас, которые не слышали магнитоальбом — настоятельно рекомендую его где-нибудь достать и сравнить). Потом последовали «Позорная звезда» и «Опиум», и, признаюсь, я не принял этот более электронно-танцевальный стиль, а песни типа «Гетеросексуалист» и вовсе поумерили мой Агатофильский пыл на следующие несколько лет. Да, признаюсь, я не оказался таким верным поклонником Агаты, как, например, Наталья Сойнова – пройдите по ссылке внизу этой страницы чтобы прочитать ее замечательную статью про Агату. В те годы я заслушивался БГ, и Агата того периода просто не вязалась, с тем, каким тогда был я.
Но возвращение (меня к Агате или Агаты ко мне?) все-таки состоялось, и началось оно с пресловутого саундтрека «Брат 2», на котором я услышал, как оказалось, отредактированную версию песни «Секрет», и узнал ту Агату, которую, как оказалось, я не переставал любить. Заполучив «Майн Кайф?», я хоть им и не заслушивался, но постоянно к нему тянулся. И теперь, спустя несколько месяцев, я считаю «Майн Кайф?» одним из лучших и самым тематически целостным альбомом 2000-го года, а песню «Месяц» я считаю лучшей песней Агаты за все время ее существования.
На «Майн Кайфе?» все элементы, которыми Агата попеременно радовала своих поклонников (да, я теперь признаю, что между «Декадансом» и «Кайфом» группа сделала немало интересного - чего стоит, например, «Ураган» - тоже отличный альбом), наконец-то органично слились воедино: глубина и насыщенность звука, красивые мелодии, неистовый напор, прекрасная лирика (мрачная, но прекрасная) и концептуальность. Если этот альбом таки станет коммерческой неудачей, то причина для этого только одна – Агата Кристи записала альбом настолько неординарный, настолько глубокий, и настолько хороший, что массам его догнать просто вряд ли удастся. Альбом (как всегда в таких случаях пишут критики) прослушивается на одном дыхании, эмоции зашкаливают - альбом начинается воплем, и вопли продолжают преследовать на протяжении всего альбома. «Гоморра и Содом, предательство и честь, и карлик с топором…» – даже если бы Глеб и не известил слушателя, что речь пойдет «про смерть и про любовь», альбом не заставил бы себя долго ждать, чтобы дать понять, о чем, собственно, пойдет речь. Эти песни зловещи. Они втягивают в себя мелодичными вступлениями, чтобы разразиться громом, яростно вколачивая в горло булыжник («Пират», «Ein zwei drei waltz», «Странное Рождество»). Сердце холодеет при словах: «Странные праздники, что-то меня знобит от этого веселья», из фильма «Сказка Странствий» – один из лучших малоизвестных советских фильмов восьмидесятых. Для тех, кто не видел – они сказаны персонажем Андрея Миронова, при приземлении после полета на самодельных крыльях в зачумленный город, факельные огни которого сначала показались ему праздничной иллюминацией. И, конечно же, несравненна безнадежная и беспомощная злость отправляющегося на войну Месяца:
«Я вернусь, сволочь, я вернусь
Через год, через один-другой
Я найду, сволочь, я найду
Всех, кто был, сволочь, был с тобой»
И до боли Небо он любил…
Слова, музыка, настроение, аранжировка, подача – все соединилось в «Месяце», чтобы вылиться в настоящий шедевр, венец этого великолепного альбома, лучшего в истории Агаты. В дополнение к «Месяцу», хочу отметить еще две песни. Во-первых, «Выпить море», и ее, без малого, гениальный образ о лежащих на дне морском пиратов, которым чтобы спастись и выжить надо всего лишь... да-да, выпить море. Повторюсь: изумительный образ! И еще, великолепная, исполненная сарказма «Четыре слова». «Четыре слова про любовь: "Я не люблю тебя"», - это вообще из разряда крылатых фраз. Отменны и все другие песни на альбоме, без исключения.
Как написала Нина Барановская в 87-м году, в рецензии на «Блок Ада» Алисы в рок-эпистолярии журнала «Аврора», есть определенная высота, достигнув которой артист может двигаться только вверх. Агата Кристи достигла этой высоты.
|