«Солнцеворот» АЛИСА
ОЦЕНКА: 4 ИЗ 10
ВАМ ПОНРАВИТСЯ ЕСЛИ ВАМ НРАВЯТСЯ:
guns n'roses "use your illusion"
алиса "черная метка"
Во-первых, вся эта заваруха насчет свастики… Если помните, была песня у Борзыкина – «Твой папа – Фашист». Там пелось: «Есть идеи, одетые в сталь…что в них не так уж важно, гораздо важнее – кто за ними стал». По-моему, обвинять в фашизме человека, который пел еще двенадцать лет назад «Я - просто антифашист», который уже был один раз вынужден объясняться по этому поводу в связи со скандалом вокруг статьи в «Смене», просто старо и глупо. Хотя с другой стороны – это может быть выгодно тем, кому не хочется иметь много общего с этим альбомом. В таком случае – обвинения насчет свастики – это просто деловой шаг из серии «отвожу огонь от себя». Довольно подло, но понять можно, потому что альбом действительно слаб.
Кинчев считает этот альбом более целостной, удачной и законченной работой, чем «Шабаш». Ничего удивительного. Ведь это – тот самый Кинчев, который, придя к христианству, отверг многое из того, что было им сделано до этого. Лучшее из того, что им сделано. Не сомневаюсь, что любителям Кинчева, тем, для которых главной песней Алисы всегда был «Стерх», а не «Мы Вместе», так же как и мне, не очень приятен этот метаморфоз Кости Кинчева в Константина Евгеньевича Панфилова. Это печально совсем не потому, что заурядность нынешних творений Алисы перечеркивает такие вершины, как «Мое Поколение», «Земля» и «Красное на Черном», совсем нет. В конце концов, преклонно-возрастные чудачества Льва Николаевича, который тоже отвергал свои лучшие творения на старости лет, никак не влияют на тот факт, что они остаются великими творениями. Но нам, современникам Кинчева, знающим на что он способен не так легко слушать такие опусы как «Повелитель Блох» и «Три Дороги».
Дело совсем не в том, что вдохновляет Кинчева в его нынешнем творчестве. Православие, являющееся теперь его главным вдохновением может и должно вдохновлять на великие дела. Но никуда не убежать от факта, что та жизнь и те взгляды, которые Кинчев отверг, вдохновляли его на куда более великое творчество, чем сейчас. Вернее, аккуратнее было бы сказать, что творчество Алисы в 1986-1993, которое можно смело называть великим, стало в последние пять лет посредственным, иногда откровенно плохим, лишь с редкими отголосками старой Алисы. «Солнцеворот» радует всего лишь одним таким отголоском. «Смерть» - безусловно, лучшая песня на альбоме, которую хочется слушать еще и еще, которая действительно напоминает ту старую Алису. Только штампованные Шаталинские переходы после припева являются больным напоминанием что «Смертъ» - это всего лишь ее отголосок. «Для тех, кто свалился с Луны» стал для меня последним альбомом той Алисы (исключая «Jazz» - прекрасную полуакустическую работу, составленную из старых песен, которую вряд ли можно считать программным альбомом группы). Начиная с «Черной Метки» звук изменился – из поднимающей гимновой, гитара стала какой-то отягощающей. В «Дурне» стала прослеживаться некая попсовость. Кроме того, намеком на то, что лучшие дни группы остались позади стал тот факт, что лучшие песни на альбоме («Мама», «Печать Зверя», «Синий Дым») звучали прежде. А «Осеннее Солнце» - самое прямое тому подтверждение. Песня, написанная в середине восьмидесятых, записанная на альбоме «Шестой Лесничий», была записана заново на «Дурне», и хоть, являясь прекрасной песней, звучала неплохо, но не дотягивала до уровня восьмилетней давности. Вступительный проигрыш, один из самых ярких моментов на «Лесничем» исчез вообще. Но, несмотря на все это «Дурень» все-таки был неплохим альбомом, чего нельзя сказать о «Солнцевороте». Помимо «Смерти», слушаема только одна песня – «По Барабану», от которой, тем не менее, больше тянет на мысль, что это – не прежняя Алиса, а просто лучшее, на что способна нынешняя.
Алисоманы на гостевых страницах в унисон твердят насколько «Солнцеворот» классный альбом. Хором восторгаются заключительной песней «Радости Печаль». Никогда не думал, что когда-нибудь применю это слово к песне Кинчева но иначе как штампом эту песню не назовешь. Штампованная тема – «Мы хоть непутевые, но мы за Добро, а те, кто не с нами, тот – против нас». Мелодия присутствует, но аранжировка ее просто убивает. Но хуже всего - ужасное, банальнейшее соло на гитаре, совершенно ни к селу, ни к городу. Песня, которая наверняка задумывалась автором как гимн Правде и Добру, заслуживает большего. Остальные песни просто повергают в тоску, ибо являются повторением худшего из того, что и так не вызывало восторга на «Черной Метке» и «Дурне».
Итак, «Солнцеворот» не принес много радости. Думаю, что может склепаю себе сборничек, из которого насобираю лучшее из последних трех программных альбомов «Алисы». Тогда получится неплохая пластинка. «Смерть» будет единственной песней на ней с «Солнцеворота». А сам альбом я попросту не буду слушать полностью по той простой причине, что окажу себе гораздо большую услугу слушаю старую Алису, где звучали такое, что, к сожалению, и близко не звучит с «Солнцеворота»:
А на Кресте не спекается кровь,
И гвозди так и не смогли заржаветь,
И как эпилог - все та же любовь,
А как пролог - все та же смерть.
Может быть, это только мой бред,
Может быть, жизнь не так хороша,
Может быть, я не выйду на свет,
Но я летал, когда пела душа,
И в груди хохотали костры,
И неслись к небесам по радуге слез…
Март 2000.
|