«Территория» Аквариум
ОЦЕНКА: 5 ИЗ 10
ВАМ ПОНРАВИТСЯ ЕСЛИ ВАМ НРАВЯТСЯ:
компиляции давно имеющихся у Вас песен, в покупку которых Вас заманивают присутствием на них одной-двух (или, как здесь, нескольких) новых песен и/или аранжировок.
О том, что я люблю Аквариум и творчество БГ нетрудно догадаться (сходите хотя бы на страничку переводов или загляните в список Лучших Альбомов Русского Рока). Люблю, но с недавнего времени без трепета, более трезво. Никто не станет рационально спорить со значимостью БГ в современной русскоязычной поп культуре, и его вкладом в оную за последние три десятка лет. Более того, этот вклад, также, с моей точки зрения, заработал БГ право тщательного и внимательного анализа его новых работ со стороны критиков, прежде чем, собственно, критиковать. Лично я, например, и не берусь критиковать БГ, хотя и не оспариваю право других на это. Но, как горячий поклонник, я оставляю за собой право высказывать некоторые сожаления по поводу творчества мэтра на протяжении последних двух-трех лет. К моей радости, сожаления эти не по поводу того, что Борис больше не пишет хороших песен – напротив, за это время появились «Скорбец», «Чкалов», «Девушки танцуют одни», и другие. Сожаления эти, в основном, относятся к тому, как эти по-прежнему хорошие песни увековечиваются, в каком виде они становятся достоянием меня – рядового, но очень заинтересованного слушателя. Возьмем, к примеру, песню «Скорбец». Прекрасный, мощнейший гимн, каким я его услышал впервые на концерте (во время турне БГ по США с Александром Ляпиным), каким он звучал и на акустическом «Молитве и Посте», в конце концов в виде сингла оказался у меня на полке в совершенно нелепой аранжировке, настолько плохой, что сделала неслушаемой прекрасную песню. К сожалению, эта тенденция – хорошая песня, и запись, не отдающая ей дань – показывает свою безобразную голову и на «Территории». Сравните, например «Чкалова» с «Молитвы и Поста» и «Чкалова» с «Территории». Сравнения просто нет. На «Молитве», под одну гитару и губную гармошку Борис исполняет эту прекрасную песню с такой силой, что мурашки бегут. На «Территории» — это вялая, замедленная песня с ужасно нелепым проигрышем Дедушки Сакмарова на дудке посреди первого куплета. Аранжировка вместо того, чтобы подчеркивать силу песни, ее наоборот накрывает мокрой тряпкой. Еще, я бы посетовал на то, что первоначальная строка «… а в груди бьет метровый фонтан, кто ж мешает напиться?» гораздо сильнее, чем «…бьет живая вода», но я не настаиваю, так как автору виднее, что именно он хотел сказать. Просто мне первоначальный вариант нравится больше и все. «Горный хрусталь», такой, каким он предстает на «Территории» почти удовлетворителен. Но все равно, никакого сравнения с живым (со всеми его погрешностями) исполнением на юбилейной записи «Аквариум-25», или даже с полудомашней демо записью, которая присутствует на «Кунсткамере». Сильнейшая фраза песни «Смерть, где твое жало!», произносится Борисом на «Территории» так вяло, что просто хочется потрясти руками и сказать: «Борис, ну не убивай же песню!» Проверьте сами – сравните эту кульминационную строку на «Территории» и на «Аквариум-25» и Вы поймете, что я прав. То же самое можно слазать и о «Новой Песне о Родине», которая тоже выигрывает несказанно в своем акустическом варианте с «Молитвы…». К моему расстройству касательно аранжировок прибавляется также и недоумение по поводу того зачем потребовалось переиздавать старые песни, многие из которых являются неотъемлемой частью тех альбомов, на которых они впервые увидели свет, с претензией на то что они являются частью «Территории» как именно альбома, а не сборника. Возможно расстановка этих песен в этом определенном порядке, с вкраплением новых песен и имеет смысл, но мне, знающему все эти песни наизусть, трудно его уловить. Лично я не воспринимаю «Территорию» как альбом, а воспринимаю ее как что-то вроде «Best of» с одной-двумя новыми или неизданными песнями для лучшей продаваемости, как например «Просвистела» DDT. При всех вышеупомянутых разочарованиях, светлые пятна, тем не менее, присутствуют. «Та, которую я люблю» – единственная действительно новая, нигде прежде не издававшаяся песня радует своей простотой и красотой, присущей Гребенщиковской лирике последнего десятилетия, в ключе «Самого быстрого самолета» и «Девушки танцуют одни». Новая аранжировка «Аделаиды» не ужасна, как я ожидал, хотя я, тем не менее, предпочитаю оригинальный вариант с «Равноденствия», несмотря на то, что этот альбом был изрядно покалечен ремастерингом, сделанным перед выпуском на CD. Закончу на хорошей ноте. Как уже сказано, БГ продолжает писать хорошие песни. Да пусть они доходят до нас в том виде, в каком они заслуживают до нас доходить, и в каком мы заслуживаем их получать.
|